24 дек 2013 в 16:48, lenta.ru
Латышский националист Янис Иесалниекс опубликовал в своем твиттере снимки печенья в форме свастики. Из пояснений следует, что речь идет о «пипаркуках» — традиционном рождественском печенье, которое готовится в Латвии и некоторых других странах и используется в том числе для украшения елки.
Печенье, как можно предположить, испек сам политик или кто-то из его близких. На одном из снимков оно изображено в процессе приготовления (подпись к фото сопровождается смайликом), при этом на вопрос одного из читателей националист поясняет, что используется электрическая духовка, а не газовая.
Использование печенья в форме «огненного креста» (ugunskrusts — так в Латвии называют свастику) политик охарактеризовал как традицию.
Янис Иесалниекс является членом правления блока националистов VL—TB/LNNK (альянса партий «Все для Латвии» и «Отечеству и свободе / Движение за национальную независимость Латвии»). Националисты входят в правящую парламентскую коалицию.
Ранее в Латвии происходили скандальные ситуации, связанные с использованием свастики. В ноябре, в частности, на стадионе в Риге, перед началом хоккейного матча между «Динамо» и «Югрой» на льду был развернут орнаамент, напоминающий свастику. Пресс-секретарь рижского «Динамо» Янис Степитис заявил позднее, что «в шоу был использован латвийский традиционный символ, который используется в нашей национальной одежде, во всех орнаментах». Именовать это изображение свастикой он отказался, добавив, что речь идет о «недоразумении».
Позднее рижский клуб был оштрафован Континентальной хоккейной лигой — «за нарушение принципов взаимоуважения». В КХЛ также предупредили, что за повторение подобных нарушений клуб может быть исключен из состава лиги.
Ранее, в 2012 году, стенд с изображением в виде свастики был замечен в фойе Латвийского государственного телевидения. После резонанса в прессе этот стенд убрали.
В Латвии действует запрет на использование нацистской атрибутики. В то же время свастика может рассматриваться как один из символов, с давних пор существовавших в латышской культуре («огненный» или «громовой» крест). В первой половине XX века она стала использоваться в официальной символике (в период существования Латвийской Республики).