16 апр 2016 в 17:53, lenta.ru
Президент Ирана Хасан Роухани заявил о готовности страны стать гарантом энергетической безопасности Турции. Об этом он сказал в ходе совместной пресс-конференции с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре, передает в субботу, 16 апреля, РИА Новости.
По словам Роухани, Иран готов полностью удовлетворить потребности своего соседа в газе и нефти. «Здесь мы можем успешно сотрудничать», — отметил он. Президент также сообщил о договоренности упростить порядок работы для бизнесменов и развивать сотрудничество в банковской и биржевой сферах.
Эрдоган в свою очередь заявил, что стороны решили вернуться к добрососедским отношениям. «У нас с Ираном был торговый оборот в размере 22 миллиардов долларов, после введения санкций против Тегерана он упал до 10 миллиардов, мы хотим в связи со снятием санкций довести этот показатель до 30 миллиардов», — отметил он.
Сейчас основным поставщиком газа на турецкий рынок является Россия. В 2015 году «Газпром» поставил в Турцию 27 миллиардов кубометров газа, республика является вторым после Германии покупателем энергоносителя в дальнем зарубежье. На данный момент Россия обеспечивает около 60 процентов потребления газа в Турции. Иран поставляет своему соседу 9-10 миллиардов кубометров газа в год, что составляет около 20 процентов потребности Анкары.
18 марта член правления «Газпрома» Олег Аксютин заявил на общем собрании Сибирского отделения РАН в Новосибирске о возможном возвращении к проекту «Турецкий поток». Сроки его реализации будут уточнены после нормализации отношений России и Турции и подписания межправсоглашения между сторонами, уточнил он.
Проект был заморожен в декабре 2015 года после резкого ухудшения отношений Анкары и Москвы из-за сбитого турецкой авиацией российского бомбардировщика Су-24, задействованного в антитеррористической операции в Сирии. Новый маршрут доставки углеводородов в Турцию должен был заменить проект «Южный поток», от которого Россия отказалась. При прокладке трубы планировалось использовать уже готовую инфраструктуру «Южного потока». Предполагаемый маршрут транспортировки энергоносителей проходит по дну Черного моря.