А славянские мифы кто нибудь знает? Расскажу один, про старика Белуна. Хотя это не совсем миф. Днем к пахарю на поле пришел однажды старик. Донельзя сопливый... И просил пахаря утереть ему нос, и если хлебопашец не побрезговав утирал ему нос, то в его руке появлялся кошель полный денег а старик исчезал... Мораль сдесь вот какая: кто не боится в поле запачкать рук тот будет приятно вознагражден... А кто брезгует, тот уй всю зиму сосет...
Прочитал Пополь-Вух. Я понял эти истории как истории о людях, а не о богах, как везде пишут. Истории о том как люди завидовали, обманывали и уничтожали др друга. 1)Там упоминался ад(Шибальба) и посланцы-совы, потом оказалось что совы-это люди, а ад-это город вождей-тиранов. 2)Интиресная история про девушку зачавшую от слюны бога. Под богом я понимаю обоготворенного вождя. Впрочем это она выдала что беременна от слюны бога чтобы ее не убили за распутство, потомучто с датировкой нелады, получтся что она забеременела когда бог был уже давно мертв.
3)"...только лишь они были созданы и сотворены, не имели они матери, не имели они отца. Они не были рождены женщиной и не были зачаты, как сыновья...Только чудом, только средствами заклинаний они были сотворены и созданы Создательницей и Творцом, Великой матерью и Великим отцом, Тепеу и Кукумацем..."Хотя когда эти первые люди пришли получать богов в некий город нам было множество народа-выходит они не единственные такие же, а значит не первые. Для чего онадобилось делать первых людей племени сотворенными а неродившимися понятно: особенность.
4) История происхождения человеческих жертв богу. Видими люди не умели добыват огонь и имели его от естественных источников. Соответствено огонь был дифицит и был бог огня. У многих племен огонь погас а у одного племени нет и несчасные пишли просит огня. На что имевшие огонь решили посовещатся с истуканом,своим богом:давать или нет."...Не отдавайте вашего огня племенам, пока они не представят приношений Тохилю. Не необходимо, чтобы они дали что-нибудь вам (сейчас). Вопросите самого Тохиля, что они должны дать, когда они придут, как цену за огонь, — сказал (человек) из Шибальбы. Он имел крылья, подобные крыльям летучей мыши. "Я послан теми, кто вас сотворил, теми, кто вас создал", — сказал (человек) из Шибальбы..."
Чтобы другие не имели достатка и не стали сильными соперниками. Одевшись в маскарадный костюм выдать себя за посланника бога и свою политику за волю бога - обман наивных, сейчас это выглядит так очевидно, но и сейчас верят в посланников бога. В итого несчасные плимена должны были серднем Тохилю. Выбирали жертву-плату за милость другого племени и отдавали, им вырезали сердце и сжигали перед богом. Но одному племени показалось нечесным такое условие бога и они не согласились, а украли огонь. Весь смысл в том что имевшие огонь хотели уничтожить другие племена, изжить, чтобы весь мир был только для их.
5) Сам Пополь-вух датирует начало истории племен двенадцатью поколениями вождей в прошлое от пришествия испанцев. Если средняя продолж-сть жизни 60 лет то 720 лет до пришествия испанцев началась история первых людей киче. О происхождении мифа в интернете написано что он был написан на языке киче латинскими буквами когда культура индейцев уже была подавлена. Мне в мифе показалось странным фразы рассуждающие о природе человека, потому что оно употребляется в таком же значении как в христианстве когда рассуждают о разнице природы человека и Христа. Поэтому для меня не точное отображение идеологии киче, а пересказ мифов киче христианами.
Вспомнил про ужасную книжку, что была у меня в детстве. Сказка явно не для детей рисованный Тылль выглядил уродливо, а Ванапаган(старый чёрт) вообще деструктивный образ и воплощение ужаса, который вселял страх и трепет. К тому же если учесть что рос я в верующей семье можно представить насколько возростал трепет перед всякой чертовщиной. Я был в шоке от непонимания как можно делать такие детские сказки? Но сквозь своеобразное воплощение художественного образа смысл истории все же был ясен. Вот эта детская книжка community.livejournal.com/kidpix/302488.html Мультфильм Большой Тылль часть 1 www.youtube.com/watch?v=X0mTEVlJgC8 часть 2 www.youtube.com/watch?v=66yi_zT7j9I
Похоже, что эта легенда офомилась как героический эпос только в советское время. Может быть, поводом была окуппация и цель сказки воспитать правильное понимане у подрастающего поколения. И какой же предстает перед нами герой? Громадный как гора, больше других людей намного, он и зовется Большой Тыль. Вероятно, этим хотели показать какой он был великий человек. В легенде на эст. сайте упоминается что он был большого роста, но вот на вики написано что у него посох был аж 10 метров. Тыль был спасителем людей от водной стихии и прилежным тружеником в поле. Далее рисуется чёт, кидающий камни, и это как обяснение множества камней на полях. Чёрта я понимаю как искушения Тыля, которые были с ним постоянно. Да и к тому же, если этот герой(Ванапаган) не был переименован, то ко времени начала легенды в той местности было христианство.
ts 7 мая 2009 в 00:24