4. Как Церковь Востока именует Деву Марию? Называет ли она ее Богородицей? Церковь Востока считает принципиально важным, что Иисус Христос - не лишь Бог и не лишь человек, но Богочеловек. Ведь соединение в лице Христа божества и человечества - основание таинства нашего спасения! Поэтому Церковь Востока утверждает, что Дева Мария родила Богочеловека, и называет ее Матерью Христа ГОСПОДА и Спасителя нашего.
5. Каково отношение ЦВ к антиохийской традиции и, в частности, к Несторию? К антиохийской традиции богословия Церковь Востока всегда относилась почтительно, что выражается, в частности, в том, что в Церкви Востока совершается память трёх "греческих учителей" (малпанэ йавнайе): Диодора Тарсского, Феодора Мопсуестийского и Нестория Константинопольского. Примечательно, что первым среди них назван Диодор Тарсский (ум. ок. 392): ведь он был видным участником II Вселенского (I Константинопольского) Собора (381), который определил критерием православности пребывание в церковном общении с Диодором (это постановление нашло своё отражение в эдикте императора Феодосия I
от 30 июля 381 г., изданном по призыву собора; см.: Л"Юилье, Правила. М. 2005, 180). Кандидатура сенатора Нектария, избранного архиепископом Константинополя и сменившего на этом посту Григория Богослова, была предложена Диодором. Ученик Диодора, Иоанн Златоуст, свидетельствовал, что тот "проводил жизнь апостольскую, в нестяжании, в молитве и в служении слова... это [был] язык, текущий медом и м леком". II Вселенский собор, на котором Диодор сыграл заметную роль, известен в Предании Церкви как утвердивший Никео-Константинопольский Символ веры, поэтому фигура Диодора так важна.
Ученые, обнаружившие на территории Казахстана и Киргизии кладбища с надгробными надписями на ассирийском алфавите, пришли к выводу, что тюркское население этого края исповедовало христианство и что надписи относятся к XII-XIV векам. Ассирийские миссионеры также распространяли христианство среди монголов и уйгуров. В XI веке большое кэрэитское племя в Монголии (около 100 тысяч человек) приняло христианство во главе со своим вождем Юханнаном (Иоанном). Территория этого племени постепенно стала известна в Европе как царство несторианского пресвитера Иоанна. В 1203 году Чингисхан разгромил кэрэитов и женился на дочери их вождя, которую звали Ясунсоен-бегги. Она принадлежала к Ассирийской Церкви Востока. Жена Чингисхана продолжала исповедовать свою религию. В результате этого сыновья Чингисхана Джагатай и Октай продолжали покровительствовать христианству, а Джагатай, по свидетельству итальянского путешественника Марко Поло, сам принял несторианство в Самарканде.
При хане Октае ассирийцы-несториане занимали высокие должности в ставке великих ханов. Они оказывали поддержку и помощь всем христианам империи, используя свое влияние на монгольских ханов. Это относилось в первую очередь к армянам, которым покровительствовал ассириец Шиммун Раббан Ата, занимавший должность советника хана. Он был сторонником союза монголов и европейских христианских государств и содействовал совместным действиям монголов и стран Европы против мусульманских стран.
Так, в 1248 году по прибытии на Кипр французского короля Людовика IX для подготовки крестового похода он принял двух представителей монгольского наместника в Иране Эльджигидея. Ими были два ассирийских миссионера Марк и Давид, выходцы из города Мосула. Они привезли письмо великого хана Гуюка с предложением о союзе монголов и франков. В письме также говорилось, что Гуюк считает себя христианином и внуком пресвитера Иоанна по материнской линии. Обдумывая крестовый поход, Людовик IX послал в ставку монгольского хана монаха францисканского ордена Гийома Рубрука.
В 1253 году Рубрук прибыл в ставку сына хана Батыя - Сартака, которая была в трех днях езды к востоку от Волги (Сартак, как сообщают хронисты, был несторианином). После посещения ставки Сартака Рубрук побывал в ставке Батыя и затем выехал в ставку великого хана Мункэ, город Каракорум. К этому времени хан Мункэ заменил умершего Гуюка. Во время пребывания в ставке великого хана Мункэ Рубрук видел там много христиан, их церкви и часовни. Личным секретарем Мункэ был также несторианин. В результате переговоров хан Мункэ послал своего младшего брата Хулагу на завоевание Арабского халифата. В 1257году две монгольские армии во главе с Хулагу и несторианином Китбучи вступили в Месопотамию.
Монголы нанесли сокрушительный удар по Арабскому халифату и в 1258году захватили его столицу Багдад. В 1260 году Хулагу захватил Сирию. В Сирии он узнал о смерти великого хана Мункэ и вернулся на родину. Смерть великого хана Мункэ завершила эпоху господства несторианства в монгольском обществе. Империю Хулагидов захлестнула волна междоусобных войн, арабское население все чаще поднимало кровавые восстания. После ряда неудачных попыток получить военную помощь от европейских держав Хулагиды решили принять ислам -религию основной массы покоренного населения.
Их наместники обрушили репрессии против влиятельных и зажиточных ассирийцев-христиан. В конце XIV века страшный удар по уже ослабевшей несторианской церкви нанес Тамерлан, результатом его правления стало практически полное уничтожение христианских общин в Иране и Средней Азии. К XVI веку Ассирийская Церковь Востока сумела сохранить свои епархии лишь на следующих территориях проживания ассирийцев: горы Хаккяри (юго-восток Турции), Иракский Курдистан (север Ирака), район Урмии и Салмаса (Иран).
Кроме того, от резни и преследований уцелели церковные епархии Кипра и Индии. Китай Документально подтвержденное знакомство Китая с христианством относится к VII веку, времени правления династии Тан (618 -907). Первыми же прибывшими в Китай христианами были ассирийцы-несториане. В 635 году небольшая группа несторианских миссионеров во главе с епископом Алобэном прибыла из Персии в Чаннань, в то время - столицу Китайской империи. Проповедники были радушно приняты при императорском дворе, и им было поручено перевести несторианские тексты для дворцовой библиотеки.
В китайском языке их учение получило название цзин-цзяо, что можно перевести как "сияющая религия". Большое значение для изучения истории несторианства в Китае имеет открытый в 1625году ассирийский памятник -каменная стела, найденная в пригороде Сиан-фу. Надпись на стеле состоит из 1900китайских иероглифов и 70 ассирийских слов. Она подробно рассказывает о прибытии в Китай Алобэна и его роли в развитии несторианства на территории Китая. Стела, датированная 781 годом, не является единственным доказательством успехов ассирийских миссионеров в Китае.
ts 5 июл 2010 в 08:23