Тяжёлые щиты К третьей категории можно отнести тяжелые щиты предназначенные не для отражения ударов, а для нанесения оных. Характерным примером может служить щит римских легионеров. Тяжелый щит собирался из массивных стальных и железных деталей, дерева и кожи (а иногда и целиком отливался из бронзы), весил порядка 10 килограммов и был очень прочен. Кроме обычной ручки с петлями под локоть и кисть, он, будучи для одной руки слишком тяжел, снабжался ремнем, перебрасывавшимся через плечо. Именно из таких щитов хорошо получалась пресловутая "стена".
Бой между фалангами происходил просто, две стены щитов сталкивались с разбегу, — побеждал тот, у кого рядов было больше, а гоплиты — толще. Вес щита в такой ситуации был преимуществом сам по себе. Но основным требованием, конечно, была прочность, — пока шла борьба, щит ни в коем случае не должен был поддаться никакому вражескому оружию. Если бой велся в составе фаланги, щит становился главным оружием воина. Не меч и не копье, а именно щит, — поразить другого гоплита мечом или копьем можно было только после того, как он оказывался сбит с ног ударом щита. Эта мысль прочно обосновалась даже в идиоматике, к примеру, "щит и меч" (именно в такой последовательности). Для индивидуального же боя, конечно, настолько тяжелый щит был скорее помехой: для отражения сыплющихся с разных сторон ударов он не годился. Тяжелая пехота средневековья, однако, не использовала тяжелых щитов по иным причинам: для употребления пики, или алебарды, или арбалета требовались обе руки.
В Европе данный тип доспехов назывался Бригантиной. Его появление прослеживается с конца XIII века. Изначально пластины крепились на котту после чего начали крепится просто на тканевую основу. В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употребляться могла только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его весу. При изготовлении упомянутой выше Бригантины, кольчуги и чешуи применялся металл только одного вида: железо в первых двух случаях и сталь — в третьем. Это сильно снижало затраты труда, но и сказывалось на качестве изделия. Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала сплошная и достаточно обширная металлическая пластина толщиной 1,2—2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки.
Наиболее очевидным логическим продолжением данной идеи было сплошное покрытие кожаного (или тканевого) панциря металлической чешуей. К воплощению этого замысла люди приступили очень рано, и первые чешуйчатые панцири были сделаны в Междуречье еще из меди. Затем чешую стали делать бронзовой, а еще позже стальной. В последнем виде она и приобрела большую популярность. Преимущества чешуи были очевидны: сделать просто, так как выковывать приходится только небольшие плоские элементы; кроме того, эти элементы могли быть сделаны из твёрдой стали — из-за небольшого размера они не могли сломаться, разрубить же или проткнуть закалённую сталь практически невозможно. К тому же, крепились пластинки с нахлёстом, причём способом, исключающим проникновение клинка под одну из них с последующим пробитием кожаной основы.
При всей своей простоте, из всех разновидностей доспехов чешуя оказывалась самым надёжным — пробивалась только пулей, да и то не любой. Серьёзным недостатком чешуи был её вес — пластинки шли практически в два слоя и имели значительную толщину — все-таки сталь была хрупкой. Так что, если сплошной сочлененный рыцарский доспех XV века весил всего 25 килограммов, то чешуйчатый панцирь, прикрывающий только грудь, спину и бёдра, весил немногим меньше. Несмотря на это, чешую использовали и ассирийцы, и греческие гоплиты, и римские всадники, и парфянские катафракты, и русские дружинники.
Иное развитие идеи защиты из шкур представляли панцири из нескольких слоёв кожи. Кожа для изготовления панциря бралась максимально жёсткая и толстая — предпочтительно от буйвола. Носорог, правда, был бы еще лучше, но достать его шкуру часто было весьма проблематично. Затем путем вываривания в масле коже придавалась дополнительная твёрдость. Ничего сверхъестественного, однако, не происходило — кожа есть кожа. Кираса из кожи весила более 4 кг, а полный доспех — 15 кг, но такая броня всё равно пробивалась стрелами из арбалета с дистанции 20—100 метров (в зависимости от конструкции арбалета и числа слоёв кожи), а на малых дистанциях и из мощного лука тоже. Подавно пробивался кожаный панцирь сильным ударом копья или меча и вовсе не защищал от оружия ударно-дробящего действия, хотя и выдерживал удары лёгких шпаг и кинжалов, пистолетные пули и ружейную картечь.
Матерчатый доспех (стёганка или линотракс), зачастую повторяющий вид гражданской одежды, сделанной из большого количества (от 5 до 30) склеенных или простеганных слоев материи, был распространен у множества народов, их использовали египтяне, греки, македонцы, ацтеки, но самый расцвет этого типа доспехов пришел на средневековую Европу и употреблялся вплоть до XVI столетия. Матерчатые доспехи имели различный вес, — в основном от двух до шести килограммов, стоимость же их была сравнительно невысокой в связи с чем они были достаточно сильно распространены среди ополчения.
Матерчатые доспехи были еще как-то эффективны в эпоху камня, дерева и кости, но с распространением металлического оружия защита их распространялась только на скользящие удары и попадания стрел на излете. Фактически их применение значительно уменьшало количество ран, но удар, достаточно сильный, чтобы оказаться смертельным, они не остановили бы. В средневековье хороший, многослойный, стеганый доспех предоставлял достаточьно неплохую защиту как от рубящих ударов мечей, так и от стрел. Он не сковывал движений потому ополченцами достаточно часто использовался как индивидуальный доспех. Также на средневековых миниатюрах иногда встречается ношение стеганой куртки поверх кольчуги одетой на гражданскую одежду. Более высокие сословия использовали стеганые куртки в основном как поддоспешники, одевая их под латные и бригантные доспехи.
Защита в виде кафтана набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась на Руси, китайцами и древними греками. Пеньковый кафтан до пят при весе около 8 кг хорошо защищал от стрел, от секущих ударов сабли, и в какой-то степени амортизировал удары. Подобно рыцарской стеганой куртке, русские пеньковые доспехи могли использоваться и в комплекте со стальными, так в XV-XVII веках на них ремнями крепились элементы доспехов — кираса, наручи и пр. Похожий принцип был применен и народами Кавказа. Легендарная валяная из шерсти бурка практически не разрубалась саблей, выдерживала стрелы и даже пули из семилинейных ружей (с дистанции около 100 метров) и хорошо амортизировала удары. Защиту еще более увеличивали стоячие плечи на костяной основе. Однако, хотя подушку невозможно разрубить, её легко проткнуть, — бурка легко пробивалась копьем или штыком.
Другим недостатком брони из валяной шерсти было то, что она оказывалась слишком толстой (нельзя было сделать бурки с рукавами), тяжелой и жаркой. Укрепить поверх нее другие доспехи было нельзя (хотя, кольчуга могла быть надета и под бурку).
Алебарда— колюще-рубящее оружие с длинным древком, на конце которого крепится топор или секира и имеющее напоминающий копьё наконечник. Находилась на вооружении пехоты ряда европейских стран в XIV—XVI вв.Алебарда представляла собой сочетание копейного острия, лезвия секиры и крюка на длинном древке. Впрочем, разновидностей алебард было множество: лезвие секиры могло быть очень широким или очень узким, секира могла даже быть заменена чеканом (тогда алебарда называлась "люцернский молот"), крючьев же могло быть много — как позади, так и по бокам секиры. Что же касается острия, то были варианты алебард и вовсе без него. Но к XVII веку восторжествовал, став классическим, тип алебарды с узким топориком, развитым копейным остриём и одним крюком.images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0&stype=image
ts 25 июл 2008 в 17:21