Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Среди них: 1. Священство 2. Крещение 3. Миропомазание 4. Причащение 5. Прощение грехов 6. Преждеосвященный Хлеб ( "Малька") 7. Крестное знамение Вплотную к этим семи таинствам примыкает великое священнодействие Браковенчания, елеопомазание больных и помазание маслом алтарей и храмов при их освящении.
Учение Ассирийской Церкви Востока о Святой Троице полностью согласуется с учением Вселенских Соборов. Что касается личности Христа, то ее учение в сущности согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 г., и все отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой во Христе - две природы и две "qnome" (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности); причем обе "qnome" соединены в одной личности Христа
ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА Краткий исторический обзор Ассирийская Церковь Востока зародилась в первые века христианства в среде арамеоязычных христиан Сирии и Месопотамии, геополитически разделенных между двумя древними империями: Римской и Ираном. Церковная традиция считает, что апостолы Петр, Фома, Фаддей и Варфоломей в разное время благовествовали в регионе, а апостол Фома донес благую весть до Индии. Огромная роль в становлении церкви отводится и апостолу Аддаю ( Мар-Аддай ) из числа так называемых "72учеников", который проповедовал в Северной Месопотамии между 37-65 гг. н.э. С его именем связано первое в мировой истории принятие христианства в качестве государственной религии в Эдессе (Урхай), столице
небольшого сирийского государства Осроена при царе Абгаре V Укама. Ученики Мар-Аддая, Мар-Аггай ( 65-87гг. н.э.) и Мар-Мари ( 88-121 гг. н.э.) продолжили его миссионерскую деятельность на территории Месопотамии и именно при Мар-Мари произошло укоренение Церкви Востока в столице парфянского Ирана Селевкии-Ктесифоне. Поэтому многие исследователи считают его, наряду с его учителем Мар-Аддаем, истинным покровителем Востока и основателем престола Церкви Востока ( ассирийской, халдейской ) - одной из древнейших церквей с полным правом называемой апостольской церковью.
Ко II-III векам предки современных ассирийцев -" сирийцы" ( не путать с арабами современного государства Сирия ) в своем подавляющем большинстве приняли христианство, найдя в нем уникальную возможность идентифицироваться и оттолкнуться как от греко-римского язычества на западе, в Сирии и северо-западной части Mесопотамии, так и от зороастризма, господствовавшего на востоке в Иране. Первоначально христианство на Востоке развивалось в относительно спокойных условиях, если сравнить их с теми гонениями на христиан, которые имели место на римском Западе в первые века нашей эры.
однако с потерей Эдессой политической независимости в 216 г. н.э. и приходом к власти в Иране персидской династии Сасанидов в 226году в жизни христиан Востока наступили тяжелые времена гонений и преследований. Первоначально гонения на христиан начались еще при царе Бахраме II ( 276-293 гг.), но особо тяжелый сорокалетний период гонений и преследований христиан по всему Ирану начался при царе Шапуре II в 339году и продолжался вплоть до его смерти в 379. К этому периоду относится широко известный в христианском, в том числе православном мире факт мученичества селевкийского католикоса Мар-Шимуна (Симеона) Бар-Саббаэ и приближенных к нему епископов, священников и мирян.
В редкие периоды, когда гонения на христиан прекращались, они находили в себе силы для возрождения своей церкви. Так, мирная передышка на рубеже III-IV веков позволила им объединиться в единый патриархат под главенством столичного епископа Селевкии -Ктесифона Папы Бар -Аггая, который около 315 года принял титул католикоса христиан Персии. А в 410 году, когда Восточно-Римская империя и Иран находились в состоянии мира, в Селевкии-Ктесифоне был созван собор под председательством католикоса Мар-Исхака на котором были приняты Символ веры и каноны Никейского, в 325 г.,и
Константинопоьского, в 381г., соборов, а также некоторых поместных-Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского. Эти каноны были еще раз одобрены на соборе Мар-Явалахи в 420 г., а на следующем соборе патриарха Мар-Дадишо в 424 году была окончательно подтверждена изначальная независимость престола Церкви Востока по отношению к патриаршим престолам, расположенным на территории Римской империи.
Тем не менее, и в последующие времена, Церковь Востока стремилась к единению с остальным христианским миром, одобряла каноны и постановления различных церковных соборов, изучала мысль христианского Запада и сама способствовала развитию богословской мысли. Так, несмотря на гонения, в IV веке сразу " три солнца" засияли на небосводе. Это были святой Яков Нисивинский (+338 г.), его ученик святой Ефрем Сирин (+373г.) и Святой Афрахат,
именуемый "персидским мудрецом", составивший между 337 и 345 гг. 23 гомилии в акростихах по буквам алфавита под названием "Доказательства", в которых приведены образцы теологической мысли Церкви Востока в ее первозданной чистоте. Развитию христианской культуры способствовала и система школ в разных городах,среди них знаменитые школы в Нисибине, Эдессе, Ктесифоне, Гунди-Шапуре,
а также система училищ при монастырях и церквах. Нисивинская и Эдесская школы, расположенные на границе Римской и Персидской империй, вообще были центрами богословского и культурного обмена между тогдашними "Востоком и Западом".
Исторически Церковь Востока тяготела к чистому диофизитству антиохийской формы христологии, сформулированному Феодором Мопсуестским. Поэтому, осуждение в 431 году собором в Эфесе константинопольского патриарха Нестория, продолжателя линии Феодора Мопсуестского вызвало негативную реакцию в Церкви Востока, а после изгнания сторонников Нестория из Византийской империи императором Зеноном (474-491) и их массового перехода в Персию, отношения между Церковью Востока и Церковью Византийской (Восточно-Римской) империи стали ухудшаться и они практически отошли от общения друг с другом.
ts 10 июл 2010 в 08:44