Кроме того, христианам Церкви Востока как персидским подданным приходилось отделять себя от официальной церкви Византийской империи, с которой Персия часто воевала. Благодаря этому они могли сохранить свою христианскую веру и вместе с тем не позволяли заподозрить себя в сотрудничестве с вражеской империей. Но с тех пор, несмотря на то, что Церковь Востока никогда официально не принимала учения Нестория, которое лишь отчасти совпадало с ее собственным богословием, в остальном христианском мире за ней на многие века закрепилось название "несторианской"
и лишь в последние времена, ученые и богословы пришли к мнению, что, в сущности вера Ассирийской Церкви согласуется с учением Вселенского Халкидонского собора 451 года. Несмотря на продолжающиеся периодически обострения отношений между Византией и Ираном, доходившие вплоть до открытой войны, конец правления Сасанидов в Иране характерен отсутствием со стороны правителей Ирана серьезных сомнений в лояльности своих христианских подданных и даже отмечен доверием, испытываемом шахами к католикосам Церкви Востока. Тогда же была продолжена начавшаяся еще во времена апостола Фомы миссия на Восток, в Индию и на Цейлон, Среднюю Азию, Китай, Сибирь, Дальний Восток, Индонезию, на Аравийский полуостров и в другие страны.
арабский языки, античные наука и философия стали доступны арабам,а затем через арабские университеты Кордовы и Саламанки в Испании проникли на средневековый Запад. Сохранились свидетельства о том,что в период своего расцвета в Церкви Востока насчитывалось 30митрополичьих кафедр и 200 епархий, однако ситуация стала меняться в период позднего Халифата, когда случались вспышки репрессий против христиан и было немало случаев разрушения церквей мусульманами. Захват монголами Багдада в 1258 году не принес облегчения христианам. Потомки хана Хулагу вскоре приняли ислам - религию большинства населения завоеванной ими страны, после чего мусульмане стали вновь преследовать христиан. В конце XIV века страшный удар по уже ослабевшей церкви нанес Тамерлан. Считается, что он стал причиной почти полного исчезновения христианства в Иране и в Средней Азии.
Османский султанат, расширявший в XV веке свои владения, также продолжал ослаблять Церковь Востока. К XVI веку территория пребывания Церкви Востока сократилась до районов проживания ассирийцев в неприступных горах Хаккяри на юго-востоке современной Турции и прилежащих к ним Мосульской равнине в современном Ираке и района Урмии и Салмаса в Иране. Кроме того, от резни и преследований уцелели церковные епархии на Кипре и в Индии.
В других местах общины Церкви Востока практически исчезли и с этого времени начался долгий период борьбы за выживание Церкви.Этот период был омрачен тяжелой борьбой с римско-католическими миссионерами, приведшей в конце концов к церковному расколу и созданию униатской Халдейской Церкви. Кроме того, в течение XIX века среди ассирийцев Ирана наряду с католиками активно действовали американские протестантские, англиканская миссия архиепископа Кентерберийского, германская лютеранская и русская православная миссии. Последняя была плодом начавшихся еще в XIX веке контактов представителей высшего ассирийского духовенства с российской стороной.
Великая единоверная держава, к началу XIX века уже прочно утвердившаяся на Кавказе, в непосредственной близости от мест проживания ассирийцев, представлялась им "спасительницей христиан", способной защитить от местных угнетателей.
Ожидалось, что это лишь первый успех миссии, а в дальнейшем к православию присоединится и сам патриарх Мар-Шимун, проживавший в селении Кудшаныс в горах Хаккяри на турецкой территории, также в предверии предстоящих грозных событий искавший защиты для своей паствы. Деятельность Урмийской Православной миссии не принесла реальных плодов. С самого начала внутреннее положение миссии характеризовалось несогласием и конфликтами между собой ее сотрудников.
Кроме того, подход к делу оказался "униатским" в худшем смысле этого слова. Несмотря на сделанные ранее обещания, собственная традиция Церкви Востока, ее древний чин, богослужения оказались отброшены и преданы забвению. Все это привело к тому, что попытки создания ассирийских приходов и епископата не увенчались успехов. Дальнейший ход политических событий, как в России, так и в Персии, свел на нет и многие практические достижения миссии.
Положительным итогом деятельности этой миссии, однако, было то, что российское общество ближе познакомилось с древней апостольской традицией Ассирийской Церкви. Первая мировая война стала для ассирийского народа и его Церкви подлинной трагедией. В результате страшного геноцида со стороны турецких властей и вождей курдских племен было уничтожено более половины ассирийцев и они были вынуждены навсегда покинуть свои исконные земли. Не оправдались и их надежды на своих союзников - царскую Россию и Англию, на стороне которых они сражались с оружием в руках. Россия вышла из войны после революции 1917 года, а англичане вывезли большую часть оставшихся в живых ассирийцев в подконтрольный им Ирак.
В результате этих событий несколько десятков тысяч ассирийцев бежали на Кавказ и в Россию, где присоединились к переселившимся туда ранее в течение XIX века соплеменникам. Среди беженцев были и священники и дьяконы ассирийской Церкви Востока, которые продолжали окормлять свою паству в течение еще долгого времени, по некоторым сведениям до середины 70-х годов. Однако в результате проводимой антирелигиозной политики Советского государства,
отсутствия связей со своей Церковью и невозможностью рукополагать священников, так как на территории СССР ни оказался ни один из епископов Церкви, имеющих на это право, еле теплившаяся духовная деятельность пришла в упадок. Помимо этого, в стране практически абсолютно отсутствовала возможность зарегистрировать религиозные общины Ассирийской Церкви, как, впрочем, и других церквей. Русская Православная Церковь, понимая это, в то время окормляла верующих ассирийцев.
Все же, когда летом 1982 с официальными визитами в Москве и Киеве побывал патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар-Дынха IV, отслуживший литургию на родном языке по древнему чину своей церкви в московском Знаменском храме, ликованию ассирийцев не было предела. Стало ясно, что они сохраняют устойчивую любовь и верность своей единственно родной Церкви. Патриарх, прибывший из США, где находится по злосчастию судьбы его резиденция, не мог не заметить бедственного положения паствы, лишенной в течение десятилетий возможности духовного общения со своей Церковью и умолявшей его сделать хоть что-нибудь, чтобы изменить это положение.
ts 10 июл 2010 в 08:54