Абаза-Адыги. Прошлое, настоящее, будущее
Это только в Кяхии было, в Кабарде народ слепо верил в своих князей, пока ермолов не начал подстрекать, а в той же Шапсугии феодалы ни когда не владели народом там решал совет все, а бзиюк произошел, только от того что Князь напал на гостя крестьянина, а гостя защищали ценой собственной жизни и мстили как за родственника, хоть князю, хоть уорку... привилегия князя была в том что за его убийство га одну лошадь больше чем за крестьянина давали, это в Кяхии так было иными словами центральная черкессия.
Ссылка на пост
30 янв 2013 в 23:47
проблемы этнонимов
«абаза» и «адыги» и
сущности адыгского
племени
abazashta.com/lib/articles/650/5093/… Подробнее
Стремление адыгских феодалов подчинить себе еще большие тфокотльские массы вызывало ожесточенное сопротивление со стороны последних. Наибольшей остроты, размаха и результатов эта борьба достигла во второй половине XVIII века у шапсугов, натухаевцев и абадзехов, у которых больше, чем у других адыгских народов, сохранилось “свободное крестьянство”.
Открытому выступлению крестьянских масс этих народов предшествовала борьба против дворянства, которая на первых порах происходила на народных собраниях. В условиях неукрепившегося феодального строя, дворянству этих народов не удавалось противостоять единодушному наступлению крестьянства. На народных собраниях в большинстве случаев принимались такие решения, которые отвечали главным образом интересам крестьянских масс. В конце XVIII века на народных собраниях натухаевцев, например, дворяне были лишены права владения морскими пристанями, приносившими тогда большие доходы, и ограничены их родовые права, а также был урезан ряд других привилегий, серьезно ущемлявших интересы крестьянских масс.