в бзиюкском сражении Шапсуги обозначаются как Шапсуги. Сражение у реки Бзиюк
Стремление адыгских феодалов подчинить себе еще большие тфокотльские массы вызывало ожесточенное сопротивление со стороны последних. Наибольшей остроты, размаха и результатов эта борьба достигла во второй половине XVIII века у шапсугов, натухаевцев и абадзехов, у которых больше, чем у других адыгских народов, сохранилось “свободное крестьянство”.
Открытому выступлению крестьянских масс этих народов предшествовала борьба против дворянства, которая на первых порах происходила на народных собраниях. В условиях неукрепившегося феодального строя, дворянству этих народов не удавалось противостоять единодушному наступлению крестьянства. На народных собраниях в большинстве случаев принимались такие решения, которые отвечали главным образом интересам крестьянских масс. В конце XVIII века на народных собраниях натухаевцев, например, дворяне были лишены права владения морскими пристанями, приносившими тогда большие доходы, и ограничены их родовые права, а также был урезан ряд других привилегий, серьезно ущемлявших интересы крестьянских масс.
Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».
Это только в Кяхии было, в Кабарде народ слепо верил в своих князей, пока ермолов не начал подстрекать, а в той же Шапсугии феодалы ни когда не владели народом там решал совет все, а бзиюк произошел, только от того что Князь напал на гостя крестьянина, а гостя защищали ценой собственной жизни и мстили как за родственника, хоть князю, хоть уорку... привилегия князя была в том что за его убийство га одну лошадь больше чем за крестьянина давали, это в Кяхии так было иными словами центральная черкессия.
CIRCASSIA:
о, это интересно, этого я не знал, фото хорошее б этой таблички, интересно посмотреть.… Подробнее
Саламчик братик! У меня есть часть рукописи работы Ионова, его сыновья мои друзья. Он уже изучив алфавит читает эти письмена на абазинском, причем мы нынешние усложнили язык. Есть например монета с изображением пегаса, на ней написанно, в дословном переводе как ЧЕМ ПЛАТЯТ!!! Есть у меня даже перевод таблички
Murat555:
Саламчик братик! У меня есть часть рукописи работы Ионова, его сыновья мои друзья. Он уже изучив алфавит читает эти письмена на абазинском, причем мы нынешние усложнили язык. Есть например монета с изображением пегаса, н… Подробнее
уа алейкум ас-салам си къуаш! А по абазински как это звучит?
Очень интересная статья. Даёт повод призадуматься. Особенно, когда читал про брата какого-то вождя с чисто славянским именем Мир. Удивительная история проливает и здесь свет.
30 янв 2013 в 23:47
проблемы этнонимов
«абаза» и «адыги» и
сущности адыгского
племени
abazashta.com/lib/articles/650/5093/… Подробнее
Стремление адыгских феодалов подчинить себе еще большие тфокотльские массы вызывало ожесточенное сопротивление со стороны последних. Наибольшей остроты, размаха и результатов эта борьба достигла во второй половине XVIII века у шапсугов, натухаевцев и абадзехов, у которых больше, чем у других адыгских народов, сохранилось “свободное крестьянство”.
Открытому выступлению крестьянских масс этих народов предшествовала борьба против дворянства, которая на первых порах происходила на народных собраниях. В условиях неукрепившегося феодального строя, дворянству этих народов не удавалось противостоять единодушному наступлению крестьянства. На народных собраниях в большинстве случаев принимались такие решения, которые отвечали главным образом интересам крестьянских масс. В конце XVIII века на народных собраниях натухаевцев, например, дворяне были лишены права владения морскими пристанями, приносившими тогда большие доходы, и ограничены их родовые права, а также был урезан ряд других привилегий, серьезно ущемлявших интересы крестьянских масс.