лишены морально- этического измерения, они есть лишь орудия в руках Бога. В исламе демоны, как и в христианстве, также наделены свободой воли. В пользу этого говорит посыл, согласно которому Иблис и другие демоны могут принять ислам, как это явствует из одного хадиса, в котором говориться, что Мухаммед преодолел "своего дьявола" и тот обратился к добру. Заметим, что хотя в большинстве христианских конфессий положение о свободе воли разумных существ составляет один из краеугольных камней вероучения, абсолютное большинство христианских богословов сходятся в том, что демоны никогда не смогут обратиться к добру. Представляется, что в рамках самого христианского учения это положение непоследовательно. Во-первых, это противоречит тезису о бесконечном божественном :strela:
милосердии, во-вторых, если демоны не злы изначально, то для них должна оставаться хотя бы гипотетическая возможность спастись, как это наблюдается в исламе. Вероятно, теория апокатастасиса входит в конфликт с самим содержанием христианства, т.е. с устремлением представить демонические сущности если не деюре, то дефакто - злом, неспособным к исправлению в силу самой своей природы. Вышесказанное логически приводит нас к проблеме зла в ее связи с учением о демонах и к сущности религиозного дуализма. Необходимо заметить, что в каждой из авраамических религий, как и во множестве других, существуют различные и часто противоположные взгляды на обозначенные вопросы. Как сказано выше, в ветхозаветной традиции источником зла (как наказания) древние евреи признавали само верховное Божество.
Именно поэтому, развитая демонология была излишней. Таким образом сам собой напрашивается не совсем удобный для многих вывод: не вдаваясь слишком глубоко в дебри сравнительного богословия можно с известной долей уверенности говорить, что истоком первородного и всех последующих зол так или иначе является сам Бог. Circulus vitiosus...
:puh:
Этот материал является, обработкой и сведением воедино многих источников. В том числе и печатных книг. И речь в нем идет о попытке проследить происхождение зла в той мере, в какой это возможно исходя из источников трех основных религий. Его возможное ассиро-вавилонское и индийское происхождение я вкратце затрагивал несколько ранее.
23 авг 2010 в 13:49