ну например грозный был женат уйму раз, хотя церковь запрещала это, но он заставлял ее делать для себя исключении, так что грозный имел ни только две правды, но и три, четыре... да сколько хотел столько и имел, когда хотел и как хотел. грозный был самодур, например своего близкого соратника бековича-черкасского ради забавы мог запереть в доме у окон и дверей привязан медведей, ну или перед порогом дома повесить крестьян....
Ссылка на пост
8 июн 2012 в 13:59
Права Верховной власти, в понятиях Грозного, определяются христианской идеей подчинения подданных. Ею дается и широта власти, в ней же и ее пределы (ибо пределы есть и для Грозного). Но в указанных границах и безусловное повиновение Царю, как обязанность, предписанная верой, входит в круг благочестия христианского.
Иван Грозный заложил основы того, что Башилов назвал монархическим миросозерцанием, выросшим из глубины народной души. В нем нет двух правд, нет правды для членов партии и правды для беспартийных. Есть одна правда — правда для всех, и для подданного, и для Царя. При самодержавии есть одна общая для всех нравственная правда.
Царь не может поступать, как он хочет, как это может делать партийный диктатор.
Царь несет нравственную обязанность перед Богом.
На земле Царь не дает никому ответа. Но за все свои поступки, за поступки всех своих подданных Царь нравственно отвечает перед Богом.
Монархия состоит не в произволе одного человека, а в единоличном выражении национального идеала.
Русская же национальная идея состоит в том, что русский народ создал свою особую идею государственности, которая ставит выше всего, выше юридических отношений начало нравственное (Б. Башилов. Царь – слуга Бога и народа).
Лев Тихомиров: «“Этическое” предрасположение все явления жизни подчинять этике – характеризует современного русского ничуть не меньше, чем его отцов и дедов. Современные русские, несомненно, крайне развращены, так что об их «этике» стыдно говорить. Но должно вспомнить, что это состояние «греховное», а не возведенное в норму. Русский — сбился с пути, потерял рамки жизни, необходимые для воспитания, и вот почему он так деморализован. Но этическое начало в этом человеке остается все-таки единственным, которое он в глубине сердца своего уважает.
Простую нравственную «дрессировку», которую столь ценят другие народы, он не уважает и доходит до современной деморализации именно потому, что в существе своей души он «этичен», хочет только истинного чувства, а если его не находит, то отворачивается от всяких подделок.
И пока душа русского такова, он не может быть способен искренне подчиниться верховной власти, основанной не на этическом начале. Потому он неспособен признать над собою власть ни аристократии, ни демократии. Русский — по характеру своей души – может быть только монархистом или анархистом. Если он почему-нибудь утратил веру в монархию, то делается или политическим индифферентом, или анархистом.