5. Брат спросил старца:
— Авва, помысел говорит мне: если в искушение, то есть в блуд, впадает монах, что давно в постриге, то он встает тяжко и с большим трудом, потому как перешел от преуспеяния к паде¬нию. А если тот, кто только пришел из мира, то он не терпит большого вреда как новоначальный.
Старец в ответ сказал:
— Монах, впавший в искушение, — словно рухнувший дом. Если строитель захочет его поднять и с умом подойдет к этому, то большую часть материала: рвы для фундамента, камень, де¬рево — он найдет уже готовым. И сможет возвести дом быстро и без труда, потому что все материалы будут под рукой. А тот, кто еще не копал, не закладывал фундамент и не запасся матери¬алами да начал на авось, может и вообще не закончить.
То же самое, если подумать, верно и по отношению к монаху опытному в монашеском делании, и к новоначальному. Монаху, если он пал и обратился, очень помогает привычка к тем занятиям, в которых он упражнялся: к чтению, псалмопению, рукоделию и прочему монашескому деланию, совершение которого ему не в тягость в силу укрепившейся за долгое время при¬вычки к такому деланию. Потому и упавший дом своей души он может восстановить очень быстро. А новичок, который только начинает упражняться и изучать все то, о чем я сказал, если падет, то восстает значительно медленнее — как и тот, кто только лишь начал собирать материал для постройки.
Ссылка на пост
21 авг 2012 в 07:13
Был один известный диакон в одном из общежитий Египта. Один знатный человек из города, которого преследовал архонт, прибыл со всеми своими домочадцами в обитель. И по внушению диавола диакон пал с женщиной, одной из тех, что пришли с горожанином. Когда дело узнали, это было для всех позором. А диакон пошел к одному старцу, своему другу, и рассказал ему все, что изошло. У старца же было внутри келии что-то вроде неболь¬шого укрытия, о котором знал и диакон. И он попросил у старца разрешения войти туда и словно погрести себя заживо, с тем что¬бы этого никто не знал, кроме самого старца. Тот позволил.
Так диакон укрылся во мраке и начал искреннее покаяние пред Богом. Он все время оплакивал свой грех и питался только хлебом и водой, которые временами уделял ему старец. Как-то, когда уже прошло время, вода реки не поднималась до надлежащего уровня. Все совершали молебствия и го¬рячо просили Бога — и одному из святых было откры¬то, что если не придет такой-то диакон, скрывшийся у такого-то монаха, то вода в реке не поднимется.
Святой, получивший это откровение, всем расска¬зал, что ему стало ведомо от Бога. Услышав это, все удивились, и, отправившись к диакону, извлекли его от¬туда, где он скрывался, и принудили молиться. Только он помолился, тотчас же поднялась вода. А те, кто рань¬ше впал в соблазн, получили большую пользу от его по¬каяния и прославили Бога.