Совсем иначе обстояло дело с отравлением Грозного Царя и его старшего сына. Их травили медленно, быть может, 10 и более лет..
Недаром царевич Иоанн был болезненным и задумывался о смерти уже – в 16 лет. Наличие в его организме дозы ртути, в 32 раза превышающей норму, едва ли оставляет сомнение в причине этой загадочной «болезненности» (В. Манягин. Отравители).
«В противостоянии Царю, объединились и Старицкие князья, и аристократическая верхушка тогдашнего общества, и представители недобитой ереси жидовствующих, и внешние враги Московского государства».
В конце 1564 года, измученный бесконечными интригами, Иоанн покинул столицу в сопровождении избранных по всему государству дворян, детей боярских и приказных людей. Взял он также с собой казну и «святости». Из Александровской слободы
в начале января 1565 г. Иван IV шлет в Москву две грамоты. В первой – адресованной митрополиту Антонию, сообщалось, что Царь не может более «изменных дел терпеть», а вторая – адресована была простому люду, и в ней Царь объявлял московским посадским людям, что у него «гневу на них и опалы … нет».
Послания Царя, прочитанные на Красной площади, вызвали в городе огромное волнение. Московское «людье» потребовало, чтобы Царя уговорили вернуться на престол, угрожая, что в противном случае они «государственных лиходеев и изменников» сами «потребят» (История России от древнейших времен до начала XX в. Под ред. И. Я. Фроянова). «Пусть Царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его, но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем».
Выбор народа был сделан. К простому народу присоединились купцы и мещане: «Пусть Царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их!»
Опасаясь «смуты» в Москве, к Царю тут же прибыла депутация от духовенства и боярства с просьбой вернуться и «вершить дело государево». 2 февраля 1565 г. Царь вернулся. Вернулся изменившимся так, что многие его не узнали. Он сильно постарел, казался очень больным, поседели и поредели волосы и борода. Судя по всему, много он передумал, прежде чем принять решение о новом обустройстве страны, с которым и приехал в Москву.
Ссылка на пост
8 июн 2012 в 13:56
Отсюда вытекали реформы, направленные на изменение традиционного государственного строя Московской Руси и отношений между Церковью и государством: к концу ХV века главным нервом Русского государства была неразрывная связь трех звеньев: самодержавия, Церкви и народа.Таким образом, объективно проповедь ереси должна была привести к разрушению всей политической системы русского общества (Игорь Фроянов. Сталин и Грозный // Советская Россия. 29 июня 2005).
По утверждению митрополита Иоанна, эта ересь, как угроза государству, напоминала «…идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия».
Опасность заключалась в том, что ересь проникла в московские верха, где образовалось еретическое сообщество, которое вынашивало планы захвата власти. Ересь распространялась тайно и обнаружилась случайно. «В 1487 году, 17 лет спустя от начала ереси, в Новгороде пьяные еретики, надругавшись над святыми иконами, выдали этим перед православными свое нечестие».
В борьбу с ними вступили тогда игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий Новгородский. Они, понимая всю степень опасности для Церкви, государства и народа, призывали к противодействию ереси силой.
Так был решен вопрос о противлении злу антисистемы силой. Антисистема действует силой и понимает только язык силы. Если жертва ее нападения не будет уничтожать ее, то она будет безжалостно уничтожать свою жертву, не гнушаясь никакими средствами. Так что выбора в борьбе с антисистемой не остается.
В конце концов, «любое государство имеет право защищаться от безумцев, которые не жалеют человеческой крови во имя выполнения своих сумасбродных планов» (Б. Башилов. «Русская мощь»).
Тогда «ересь жидовствующих на Руси была, в общем, подавлена, но до конца это сделать не удалось.. Она ушла в подполье и начала свою подрывную деятельность, что является характерным для методов антисистемы, и стала бороться с государственной властью. Так было положено начало новому витку заговора, который как раз и набрал силу во время царствования Иоанна Грозного.
Как и все тайные общества, «ересь жидовствующих» оказалась на редкость живуча (и, к слову сказать, дожила до наших дней)…