Ответ Грозного царя еретикам
Митрополит Макарий (Булгаков) (История Русской Церкви. Кн. 4,ч. 2. М., 1996):
Монах-иезуит Антоний Поссевин, присланный папой в феврале 1582 года, соблазнял Иоанна Грозного принять унию: «Если ты соединишься верою с папою, то при содействии его не только будешь сидеть на своей прародительской отчине — в Киеве, но и сделаешься императором Царьграда и всего Востока».
Государь отвечал: «О вере я к папе не писал, да и с тобою не думал говорить, чтобы не причинить тебе чего неприятного, потому, что мой долг — заправлять мирскими делами, а не духовными. Нам без благословения митрополита и всего Собора говорить о вере непригоже. Впрочем, знай, что мы веруем во Христа. Что же до Восточной империи, то Господня есть земля: кому захочет Бог, тому и отдаст ее. С меня довольно и своего государства, других не желаю».
Далее Царь продолжал: «Сказывал нам Истома Шевригин, что папа Григорий сидит на престоле, и носят его на престоле и целуют его в ногу, а на сапоге у него крест, на кресте Распятие Господа. Пригожее ли то дело?».
Антоний объяснял, что папа садится на престоле не по гордости, а чтобы удобнее благословлять народ, что кланяется папе в ноги, а на ноге у папы крест для того, чтобы лобызающие его понимали, что честь, воздаваемая ими папе, относится к Самому Христу.
Затем говорил: «Папе воздается честь по его достоинству и величеству: он всем государям отец, и учитель, и глава; папа царствует в Риме, где лежат мощи апостолов Петра и Павла, Андрея, мощи вселенских учителей и мучеников. Такого ли великого государя папу Григория, сопрестольника Петра и Павла, всем нам не величать? Вот и ты — государь великий в своем государстве, и вас, государей, как нам не величать?»
При этом Антоний действительно поклонился Ивану Васильевичу в ноги.
Но Царь отвечал: «Твои хвалебные слова о папе Григории ты говоришь от своего мудрования…. Святителю не подобает так гордиться, а подобает ему смиренномудрствовать и подражать Петру во всем по заповеди Христовой... Нас, государей, пригоже почитать по царскому величеству, а святителям, ученикам апостолов, должно показывать смирение. Царям — царская честь, а святителям — святительская... Мы чтим своего митрополита и требуем его благословения, но он ходит по земле, и мы не поклоняемся ему, как Богу... Папа велит носить себя на престоле и величается сопрестольником Петру и Самому Христу. Но папа не Христос, и престол его не облако, и носящие его не ангелы; не следует папе Григорию уподоблять себя Христу...».
Ссылка на пост
8 июн 2012 в 13:56
Отсюда вытекали реформы, направленные на изменение традиционного государственного строя Московской Руси и отношений между Церковью и государством: к концу ХV века главным нервом Русского государства была неразрывная связь трех звеньев: самодержавия, Церкви и народа.Таким образом, объективно проповедь ереси должна была привести к разрушению всей политической системы русского общества (Игорь Фроянов. Сталин и Грозный // Советская Россия. 29 июня 2005).
По утверждению митрополита Иоанна, эта ересь, как угроза государству, напоминала «…идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия».
Опасность заключалась в том, что ересь проникла в московские верха, где образовалось еретическое сообщество, которое вынашивало планы захвата власти. Ересь распространялась тайно и обнаружилась случайно. «В 1487 году, 17 лет спустя от начала ереси, в Новгороде пьяные еретики, надругавшись над святыми иконами, выдали этим перед православными свое нечестие».
В борьбу с ними вступили тогда игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий Новгородский. Они, понимая всю степень опасности для Церкви, государства и народа, призывали к противодействию ереси силой.
Так был решен вопрос о противлении злу антисистемы силой. Антисистема действует силой и понимает только язык силы. Если жертва ее нападения не будет уничтожать ее, то она будет безжалостно уничтожать свою жертву, не гнушаясь никакими средствами. Так что выбора в борьбе с антисистемой не остается.
В конце концов, «любое государство имеет право защищаться от безумцев, которые не жалеют человеческой крови во имя выполнения своих сумасбродных планов» (Б. Башилов. «Русская мощь»).
Тогда «ересь жидовствующих на Руси была, в общем, подавлена, но до конца это сделать не удалось.. Она ушла в подполье и начала свою подрывную деятельность, что является характерным для методов антисистемы, и стала бороться с государственной властью. Так было положено начало новому витку заговора, который как раз и набрал силу во время царствования Иоанна Грозного.
Как и все тайные общества, «ересь жидовствующих» оказалась на редкость живуча (и, к слову сказать, дожила до наших дней)…