А на чем вообще основано обвинение Царя в убийстве митрополита?
Во-первых, это воспоминания иностранцев Траубе и Крузе, «политических авантюристов, запятнавших себя всяческими подлогами и изменами.» Поэтому доверять им невозможно. Это исторические лжесвидетели.
Вторым таким источником и еще одним лжесвидетелем является А. Курбский.
Кроме этого, существует Новгородская третья летопись, составленная несколько десятилетий спустя описанных событий.
Четвертый источник – Соловецкое «житие», составленное со слов оклеветавших святого монахов и «старца Симеона», тюремщика митрополита Филиппа в Отрочьем монастыре и, возможно, замешанного в убийстве. Текст содержит множество странностей и «давно ставил исследователей в тупик своей путанностью и обилием ошибок…».
Так можно ли, имея такие шаткие источники, возводить на кого-либо обвинение в убийстве? Можно. Если нужно получить очередной псевдоисторический документ, чтобы подшить его к делу рассчитанной и хорошо продуманной клеветы
(Н.А. Веселова. Оклеветанные историей: Иоанн IV (Грозный)).
Царское учение о самодержавной власти
С.М. Соловьев писал: «Иоанн IV был первым Царем не только потому, что первым принял царский титул, но потому, что первый осознал все значение царской власти, первый составил ее теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически.
Вся суть царской власти в том, что она не есть избранная, не представляет власти народной, а нечто высшее, признаваемое над собой народом, если он «не безбожен».
Не от народа, а от Божией милости к народу идет царское самодержавие.
Иоанн IV объясняет, что победоносная хоругвь и крест Честной даны Господом сначала Константину, первому христианскому императору. Потом последовательно передавались и другим. Когда «искра благочестия дойде и до Русского Царства», та же власть «Божиею милостью дана и нам".
Ссылка на пост
8 июн 2012 в 13:56
Отсюда вытекали реформы, направленные на изменение традиционного государственного строя Московской Руси и отношений между Церковью и государством: к концу ХV века главным нервом Русского государства была неразрывная связь трех звеньев: самодержавия, Церкви и народа.Таким образом, объективно проповедь ереси должна была привести к разрушению всей политической системы русского общества (Игорь Фроянов. Сталин и Грозный // Советская Россия. 29 июня 2005).
По утверждению митрополита Иоанна, эта ересь, как угроза государству, напоминала «…идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия».
Опасность заключалась в том, что ересь проникла в московские верха, где образовалось еретическое сообщество, которое вынашивало планы захвата власти. Ересь распространялась тайно и обнаружилась случайно. «В 1487 году, 17 лет спустя от начала ереси, в Новгороде пьяные еретики, надругавшись над святыми иконами, выдали этим перед православными свое нечестие».
В борьбу с ними вступили тогда игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий Новгородский. Они, понимая всю степень опасности для Церкви, государства и народа, призывали к противодействию ереси силой.
Так был решен вопрос о противлении злу антисистемы силой. Антисистема действует силой и понимает только язык силы. Если жертва ее нападения не будет уничтожать ее, то она будет безжалостно уничтожать свою жертву, не гнушаясь никакими средствами. Так что выбора в борьбе с антисистемой не остается.
В конце концов, «любое государство имеет право защищаться от безумцев, которые не жалеют человеческой крови во имя выполнения своих сумасбродных планов» (Б. Башилов. «Русская мощь»).
Тогда «ересь жидовствующих на Руси была, в общем, подавлена, но до конца это сделать не удалось.. Она ушла в подполье и начала свою подрывную деятельность, что является характерным для методов антисистемы, и стала бороться с государственной властью. Так было положено начало новому витку заговора, который как раз и набрал силу во время царствования Иоанна Грозного.
Как и все тайные общества, «ересь жидовствующих» оказалась на редкость живуча (и, к слову сказать, дожила до наших дней)…