Но проблема взаимоотношений все-таки возникла.
Возникает закономерный вопрос: так кто же был источником этой проблемы? Если источник не был внутри, значит, он был снаружи, спровоцирован извне.
Кем и для чего? И кто был заинтересован в убийстве Филиппа?
Задаем традиционный вопрос: кому выгодно?
Вот и второе: существовала группа людей, кому смерть митрополита Филиппа была выгодна и необходима. Главным из них был архиепископ Новгородский Пимен, мечтавший занять место Филиппа. Здесь же царский духовник Евстафий, Пафнутий — епископ Суздальский и Филофей Рязанский.
Тактика интриги группы заговорщиков, стремящихся к власти и влиянию, была проста: лгать Царю про митрополита, а святителю клеветать на Царя. При этом главным было не допустить личной встречи обоих. Надо было найти предлог для удаления Филиппа. Время шло, и Царю удалось было внушить, что Филипп стремится вмешиваться в государевы дела. Были найдены и лжесвидетели: новому игумену Соловецкого монастыря Паисию пообещали за это епископскую кафедру.
Суд сбил Царя с толку, митрополит был отправлен на покой со щедрым содержанием – намека на «смертельный» гнев государя не просматривается ни в одном источнике.
Но в 1569 году во время опричного похода на Новгород, опальный митрополит стал опасен для того же архиепископа Пимена, уже подписавшего грамоту вместе с другими заговорщиками о передаче Новгорода под власть короля Сигизмунда.
Ведь могли вскрыться связи Пимена с московской боярской группой, поддерживающей «ересь жидовствующих» и заговор. Возникла необходимость устранить Филиппа.
И когда Малюта Скуратов был послан к митрополиту, возможно, за какими-либо сведениями о Новгородском деле – в живых его уже не застал. Все виновники «казни его» подпали под грозную опалу Царя. Паисий был сослан на Валаам, не получив своей вожделенной епископской кафедры (Н.А. Веселова. Оклеветанные историей: Иоанн IV (Грозный)).
Ссылка на пост
8 июн 2012 в 13:56
Отсюда вытекали реформы, направленные на изменение традиционного государственного строя Московской Руси и отношений между Церковью и государством: к концу ХV века главным нервом Русского государства была неразрывная связь трех звеньев: самодержавия, Церкви и народа.Таким образом, объективно проповедь ереси должна была привести к разрушению всей политической системы русского общества (Игорь Фроянов. Сталин и Грозный // Советская Россия. 29 июня 2005).
По утверждению митрополита Иоанна, эта ересь, как угроза государству, напоминала «…идеологию государственного разрушения, заговора, имевшего целью изменить само мироощущение русского народа и формы его общественного бытия».
Опасность заключалась в том, что ересь проникла в московские верха, где образовалось еретическое сообщество, которое вынашивало планы захвата власти. Ересь распространялась тайно и обнаружилась случайно. «В 1487 году, 17 лет спустя от начала ереси, в Новгороде пьяные еретики, надругавшись над святыми иконами, выдали этим перед православными свое нечестие».
В борьбу с ними вступили тогда игумен Иосиф Волоцкий и архиепископ Геннадий Новгородский. Они, понимая всю степень опасности для Церкви, государства и народа, призывали к противодействию ереси силой.
Так был решен вопрос о противлении злу антисистемы силой. Антисистема действует силой и понимает только язык силы. Если жертва ее нападения не будет уничтожать ее, то она будет безжалостно уничтожать свою жертву, не гнушаясь никакими средствами. Так что выбора в борьбе с антисистемой не остается.
В конце концов, «любое государство имеет право защищаться от безумцев, которые не жалеют человеческой крови во имя выполнения своих сумасбродных планов» (Б. Башилов. «Русская мощь»).
Тогда «ересь жидовствующих на Руси была, в общем, подавлена, но до конца это сделать не удалось.. Она ушла в подполье и начала свою подрывную деятельность, что является характерным для методов антисистемы, и стала бороться с государственной властью. Так было положено начало новому витку заговора, который как раз и набрал силу во время царствования Иоанна Грозного.
Как и все тайные общества, «ересь жидовствующих» оказалась на редкость живуча (и, к слову сказать, дожила до наших дней)…